Статистика блога
195
Записей
4941
Обращений
197862
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Национальный контактный центр по ответственному ведению бизнеса

Информация о Национальном контактном центре Казахстана по вопросам ответственного ведения бизнеса

В июне 2017 года Казахстан стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и стал 48-ой страной, присоединившейся к Декларации о многонациональных предприятиях ОЭСР.

В рамках вступления в Комитет по инвестициям ОЭСР Правительство Казахстана взяло на себя ряд обязательств, в том числе распространение принципов ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР для многонациональных предприятий (далее – Руководящие принципы) посредством учреждения Национального контактного центра (далее – НКЦ).

Благодаря инвестициям компании/инвесторы (далее – предприятия) приносят значительную выгоду для экономики страны, принимающей инвестиции, в виде производственного капитала, управленческих и технологических ноу-хау, создания рабочих мест и налоговых поступлений.

В то же время существуют общественные проблемы, вытекающие из деятельности таких компаний/инвесторов и которые имеют некоторые отрицательные последствия для населения и общества в социальной, экономической и экологической сферах.

Руководящие принципы способствуют решению этих проблем, предоставляя рекомендации по добровольным принципам и стандартам ответственного ведения бизнеса в соответствии с внутренним и международным законодательством.

Руководящие принципы представляют собой единственный всеобъемлющий кодекс поведения, одобренный на многосторонней основе. В частности, затрагиваются общественные проблемы, связанные с социальными, экономическими и экологическими последствиями деятельности предприятия для обществ, в которых они работают (в том числе и за пределами ОЭСР), и обеспечивают важные рамки для бизнеса в продвижении ответственного ведения бизнеса.

Несмотря на то, что они поддерживаются правительствами, Руководящие принципы являются добровольными и не предназначены для преобладания над национальными законодательствами. Руководящие принципы не предназначены для введения различий в обращении между многонациональными предприятиями и отечественными предприятиями – они отражают передовую практику для всех предприятий любого размера, где бы они ни действовали.

Руководящие принципы являются неотъемлемой частью Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях.

В рамках распространения Руководящих принципов учреждается НКЦ.

Национальный контактный центр – это добровольный, внесудебный механизм рассмотрения жалоб населения/общества на действия или бездействия предприятий, нарушающие принципы ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами.

НКЦ организовывает площадку для конструктивного диалога между сторонами для обсуждения проблем и выработки переложений и путей достижения взаимного соглашения.

Любое лицо, организация или сообщество (заинтересованные стороны), которые полагают, что действия или деятельность предприятия не соответствует Руководящим принципам, могут подать официальную просьбу о пересмотре конкретного случая в НКЦ соответствующей страны.

В рамках выполнения обязательств перед ОЭСР Министерство по инвестициям и развитию РК определено НКЦ Казахстана (постановление Правительства РК от 31 мая 2018 года № 306), ранее данную функцию осуществлял Комитет по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК.

Кроме того, создана Рабочая группа по обеспечению деятельности НКЦ (приказ МИР РК от 12 октября 2017 года № 696), в качестве коллегиального вспомогательного органа НКЦ по рассмотрению жалоб и обращений.

В состав настоящей Рабочей группы входят представители министерств по инвестициям и развитию, национальной экономики, труда и социальной защиты населения, энергетики, образования и науки, внутренних дел, Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, Национального центра по правам человека, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», неправительственных организаций и профсоюзов.

Заседания Рабочей группы проходят по мере необходимости.

Сфера деятельности НКЦ

Ввиду того, что работа НКЦ направлена на повышение эффективности Руководящих принципов, сферой деятельности НКЦ являются все области, затронутые в указанном документе. Основными вопросами, обозначенными в Руководящих принципах, являются:

  • раскрытие информации;
  • права человека;
  • трудовые и производственные отношения;
  • борьба со взяточничеством, подкупом и вымогательством;
  • охрана окружающей среды;
  • интересы потребителей;
  • наука и технологии;
  • конкуренция;
  • налогообложение.

Основные задачи НКЦ

1. НКЦ должен  повышать информированность о Руководящих принципах и процедурах по их применению путем сотрудничества с заинтересованными сторонами. НКЦ должны обеспечить доступность Руководства для всех заинтересованных сторон и предоставлять в случаях необходимости разъяснения.

2. НЦК участвуют в решении вопросов, возникающих в связи с применением Руководящих принципов, предлагая площадку для дискуссий и содействуя заинтересованным сторонам (госорганы, деловое сообщество, профсоюзы, НПО и др.). При рассмотрении вопросов НКЦ действует в соответствии с основными критериями видимости, доступности, прозрачности и подотчетности, как это рекомендовано в Руководящих принципах. Необходимо отметить, что функция НКЦ не тождественна функциям судебных органов, он выступает посредником между компанией, нарушившей Руководящие принципы и пострадавшей стороной.

3. НКЦ ежегодно предоставляет отчет, содержащий информацию о характере и результатах деятельности НКЦ, включая деятельность по применению Руководящих принципов при конкретных обстоятельствах.

Рассмотрение НКЦ жалоб о нарушении Руководящих принципов

При возникновении вопросов в связи с применением Руководящих принципов НКЦ следует следующему ориентировочному алгоритму действий:

1. Сторона, подающая жалобу, направляет в НКЦ жалобу с приложением всех релевантных подтверждающих документов;

2. НКЦ принимает поступившую жалобу и проверяет, соответствует ли жалоба компетенции НКЦ. В случае если поступивший вопрос относится к компетенции НКЦ, начинается работа по тщательному рассмотрению жалобы. При необходимости НКЦ запрашивает дополнительные сведения и/или документы у стороны, подавшей жалобу;

3. НКЦ направляет жалобу отвечающей стороне;

4. НКЦ оказывает консультационную поддержку каждой из сторон;

5. НКЦ выступает посредником при организованных встречах, предлагает площадку;

6. По завершении процедур и консультирования сторон, НКЦ размещает в открытом доступе результаты, учитывая необходимость защиты засекреченной коммерческой и иной информации.

Полезные ссылки:

https://www.oecd.org/

http://mneguidelines.oecd.org/ncps/

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Руководящие принципы ОЭСР по ответственному ведению бизнеса

Руководящие принципы ОЭСР

Процедура рассмотрения жалоб Национальным контактным центром по вопросам ответственного ведения бизнеса

Что такое Национальный контактный центр

ОБЗОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА ОТ ОЭСР ЗА 2017 ГОД

Примеры рассмотренных кейсов Национальными контактными центрами

Декларация

Информация о Национальном контактном центре Казахстана по вопросам ответственного ведения бизнеса

Отправить письмом