Статистика блога
196
Записей
2557
Обращений
109418
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Борьба с коррупцией

"Будущее без коррупции - наша общая цель"

Запрет на использование служебного авто в личных целях!

Как поступить на государственную службу?

«АНТИКОРРУПЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В БИЗНЕС-СРЕДЕ»

Получение взятки - это преступление

Противодействие коррупции - обязанность каждого гражданина

Коррупция – «болезнь» общества

Как победить коррупцию

В Казахстане ведется эффективная борьба с коррупцией

Мероприятия по повышению информированности населения о качестве оказания государственных услуг

«КОРРУПЦИЯ, КАК НЕГАТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Превенция коррупции и опыт зарубежных стран

Сыбайлас жемқорлықпен күрес - әр адамның парызы

«Біздің қоғамда сыбайлас жемқорлыққа орын жоқ»

Сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес

О работе Совета по этике


Информация Управления профилактики коррупции по линии анализа и антикоррупционного мониторинга


Что такое коррупция, принципы борьбы с коррупцией

Этимологический подход к содержанию понятия "коррупции" позволяет определить последнюю как "подкуп", "взятку", исходя из латинского слова "corruptio". В римском праве имеется также понятие "corrumpire", которое трактовалось самым общим образом как "разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать" и обозначало соответствующее противоправное действие. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" дает следующее определение коррупции - это

"…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с исполь-зованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ".

К основным принципам борьбы с коррупцией относятся следующие:

1. Равенство всех перед законом и судом.
Соблюдение и реализация этого принципа очень важны в борьбе с коррупцией. К сожалению, нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, для других нет. Отдельные судьи, государственные служащие, работники правоохранительных органов также подвержены коррупции.

Гарантией соблюдения этого принципа является антикоррупционная активность самих граждан - освещение коррупционных процессов в СМИ, в т.ч. присутствие на судебных процессах представителей СМИ, общественности; подача обращений в прокуратуру, в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и в другие правоохранительные органы.

2. Обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней. В настоящее время в соответствии с Государственной программой по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 308, осуществляются меры по обеспечению информационной прозрачности принятия решений государственными органами, оптимизации разрешительных и административных полномочий органов государственного управления, а также реформирования системы государственных закупок на основе перехода к системе электронных форм государственных закупок.

Особое место в программе уделяется процессам вовлечения в антикоррупционную деятельность организаций гражданского общества, формированию правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства. Предусмотрено введение эффективного механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, создание системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств, передача отдельных разрешительных функций институтам гражданского общества, внедрение мер по максимальному сокращению наличного оборота денежных средств и противодействию легализации денежных средств, полученных противозаконным путем.

Министерством юстиции РК разработан и внесен в парламент законопроект "О лоббировании", закрепляющий правовое регулирование процессов лоббирования законопроектов и предотвращение конфликта интересов должностных лиц при исполнении ими функциональных обязанностей.

3. Совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц. Государственной программой предусмотрено осуществление четкой правовой регламентации форм и механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения.

Согласно закону, перечисленные принципы должны признавать и обеспечивать:

- допустимость ограничения прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан;

- восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидацию и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;

- личную безопасность граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

- недопустимость делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею.

Коррупция в немалой степени ограничивает свободное действие экономических законов и снижает престиж страны в глазах мирового сообщества, является одним из главных препятствий на пути выгодных для нее зарубежных инвестиций. Честный и социально ориентированный бизнес вытесняется с рынка, поскольку коррупция превращает такой бизнес в нерентабельный.

Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. В этом случае она представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников. Как показывает практика, коррупция разрушает всю систему государственного управления, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы. Коррупция препятствует развитию экономики и способствует росту организованной преступности, особенно в сфере экономики.

3.1. Какие государственные органы уполномочены осуществлять антикоррупционную деятельность?

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.

Должностные лица вышеназванных органов обязаны в установленный законодательством срок сообщать письменно лицу или органу, направившему дело, материал, протокол, представление о коррупционном преступлении, административном правонарушении, о результатах их рассмотрения.

Необходимо знать, что согласно закону эти органы обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно направлять сведения обо всех случаях выявления коррупционных преступлений, совершаемых лицами, занимающими ответственную государственную должность, в органы правовой статистики и информации.

В соответствии со ст. 192 УПК, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п.п. г) ч. 3 ст. 176, ч. 3 ст. 193, ч. 3 ст. 209, ч. 1 ст. 307, ч. 1 ст. 308, ч. 1, 2 ст. 310, 311, ст. 312-315 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится следователями органов финансовой полиции.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 3, 4 ст. 307, ч. 2, 3, 4 ст. 308, ч. 3, 4 ст. 311 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится органом национальной безопасности или финансовой полиции, возбудившим уголовное дело.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 380 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится органами внутренних дел, национальной безопасности или финансовой полиции, возбудившими уголовное дело.

Оперативно-розыскная и иная деятельность в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества должны осуществляться в строгом соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" от 15 сентября 1994 года.

3.2. Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией

Активные действия граждан, которые не хотят мириться с коррупцией, дают свои результаты. В качестве примера можно привести реальную ситуацию, когда предприниматель обратился к начальнику отдела криминальной полиции с просьбой об оказании содействия в установлении лиц, причастных к нападению на него. За покровительство и защиту от криминальных группировок (а также сотрудников полиции, что уже само по себе интересно) тот потребовал от предпринимателя ежемесячно сто тысяч тенге, заявив, что в случае отказа не гарантирует его безопасность. Предприниматель согласился с его предложением. В последующем вымогатель получил от потерпевшего часть требуемой суммы через подставное лицо, которое выдал за городского криминального авторитета.

Предприниматель обратился к заместителю начальника главного управления с просьбой оградить его от незаконных действий начальника отдела криминальной полиции, который охотно согласился, правда, предварительно забрав в магазине предпринимателя четыре диска стоимостью 58 тысяч тенге для автомашины "Мерседес". Более того, попросил оказать спонсорскую помощь волейбольной команде на сумму 200 тысяч тенге.

Видя, что работники органов внутренних дел вместе с криминальными лицами вымогают у него деньги, предприниматель обратился с заявлением в ДКНБ, сотрудники которого задержали работников внутренних дел при вымогательстве 200 тысяч тенге и 500 долларов. Необходимо также подчеркнуть, что помимо прочих обязанностей при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы обязаны принимать, в соответствии с компетенцией, необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.

В статье 7 Закона "О борьбе с коррупцией" закреплены следующие гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией:
- лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства;

- информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственным секретом и представляется только по запросам органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции или суда в порядке, установленном законом. Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную законом;

- в случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.

Для защиты свидетелей, в том числе сообщивших о право- нарушении, государством выделяются значительные средства, прописанные в государственном бюджете отдельной строкой. Кроме того, в Агентстве РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью создан и успешно действует департамент по защите лиц, сообщивших о фактах коррупции. Если это понадобится, существует возможность физической защиты таких людей, вплоть до их конспирирования, изменения места проживания, фамилии и даже внешности. Гарантии неприкосновенности не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности в соответствии с законом. Кроме того, согласно ст. 17 Закона "О борьбе с коррупцией в РК" государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа, наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.

3.3. Какие действия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являются правонарушениями, создающими условия для коррупции?

В соответствии со ст. 12 Закона "О борьбе с коррупцией" к действиям лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являющимся правонарушениями, создающими условия для коррупции, относятся:

- неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

- использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;

- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;

- оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

- оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

- необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

- требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

- передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;

- неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;

- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

- явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

- делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;

- передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

- участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими, либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

Коррупционными правонарушениями лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.

3.4. Какие меры могут быть приняты по устранению последствий коррупционных преступлений?

В соответствии с законом во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг - взысканию в доход государства.

В случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее правонарушителю.

Если лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

Кроме того, сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом порядке. Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты, действия могут быть аннулированы органом или должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц, или прокурора.

Понятия и признаки коррупционных преступлений
Не ставя задачей сделать читателей юристами, тем не менее, считаем полезным для более полного понимания объяснить разницу между обычным правонарушением и коррупционным преступлением. Тем более что далеко не у каждого предпринимателя есть возможность содержать штатного юриста и не всегда есть возможность оплачивать услуги адвоката тогда, когда надо оценить ситуацию - являются те или иные действия должностного лица противоправными и уголовно наказуемыми. Так как чиновник, обвиненный в коррупции, наверняка предпримет ответные действия, нужно быть уверенным и юридически подкованным, чтобы доказать свою правоту.

1. Преступление - это прежде всего общественно опасное деяние. Общественная опасность - необходимое, неотъемлемое свойство коррупционного преступления, его материальный признак, раскрывающий социальную сущность преступного посягательства. Это особо подчеркивается в ч. 2. ст. 9 УК РК. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью УК РК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

2. Преступление - это уголовное противоправное деяние. Общественно опасное деяние не может быть признано преступлением, если оно в момент совершения не было предусмотрено уголовным законом. Противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, свидетельствующее о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, нарушило тот запрет, который содержится в уголовно-правовой норме.

Нередко коррупционные преступления, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно законодательные нормы других отраслей права. Например, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юридических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы, закрепляющие право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом.

При этом необходимо подчеркнуть, что нарушение норм других отраслей права, а тем более нарушение норм морали недостаточно для признания общественно опасного деяния преступным. Обязательно требуется, чтобы это деяние являлось уголовно-противоправным, т.е. было предусмотрено уголовным законом.

В действующем уголовном законодательстве общественная опасность и уголовная противоправность, сформулированные в понятии преступления, неразрывны. Необходимо помнить, что только присутствие двух этих признаков определяет понятие преступление.

3. Тем не менее, кроме важнейших признаков - общественной опасности и уголовной противоправности - уголовное законодательство предусматривает возможность уголовной ответственности и наказания, только если лицо виновно в совершении преступления, т.е. совершило его умышленно или по неосторожности.

В русском языке слово "ответственность" объясняется как "обязанность, необходимость давать отчет своим действиям и поступкам, т.е. принимать на себя вину за их возможные последствия".

Уголовная ответственность, следовательно, - это осуждение лица за совершенное преступление, выраженное от имени государства судом в обвинительном приговоре, даже если это лицо по предусмотренным в законе основаниям было освобождено от уголовного наказания.

Согласно ч. 1 ст. 19 УК РК, лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РК преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. В частях 2, 3 этой же статьи указывается, что преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления; преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Поэтому необходимо подчеркнуть, что способность лица во время совершения общественно опасного деяния отдавать отчет в своих действиях, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, т.е. быть вменяемым, является обязательной предпосылкой вины.

4. Еще одним признаком преступления следует назвать его наказуемость, однако она не всегда бывает обязательным последствием преступления. Наказуемость следует понимать как установление угрозы наказания, а не как фактическое применение наказания за совершение конкретного преступления.

Понятия состава преступлений, в т.ч. коррупционных, - это совокупность установленных уголовных законов признаков, определяющих общественно опасное деяние как преступление. Состав преступлений образуют 4 группы признаков, характеризующих объект преступления, объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону. Конкретные составы коррупционных преступлений даются в статьях Уголовного кодекса Республики Казахстан.

4.1. Какие преступления признаются в Казахстане коррупционными?

Коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные пунктом г) части третьей статьи 176, пунктом а) части третьей статьи 193, пунктом а) части третьей статьи 209, статьей 307, пунктом в) части четвертой статьи 308, статьями 310-315, статьей 380 УК РК.

Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы содержатся в главе 13 УК РК.

Коррупционные преступления, будучи социально-правовым явлением, представляют собой общественно опасные посягательства на охраняемые уголовным законодательством общественные отношения. Общественная опасность таких преступлений определяет их социальную природу. Они опасны, потому что причиняют огромный вред обществу и членам общества, наносят как политический, материальный и пр. вред, а также вредят социальным ценностям и устоям общества.

За последние три года наблюдается рост коррупционной преступности. Количество уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, возросло на 23,8% (с 922 до 1141).

По данным Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью1, среди отдельных видов преступлений, отнесенных к разряду коррупционных, возросла выявляемость фактов взяточничества на 8,3% (с 302 до 327), присвоений или растраты вверенного чужого имущества - на 33,3% (с 99 до 132), превышения власти или должностных полномочий - на 5,3% (с 57 до 60), бездействия по службе - в 2,1 раза (с 17 до 36), служебного подлога - на 27,6% (с 453 до 578)2.

Сравнительный анализ показывает, что в Казахстане рост коррупционной преступности в основном допущен среди судей (с 0 до 22), сотрудников органов внутренних дел - на 79,7% (с 59 до 106), юстиции - на 13,6% (с 22 до 25%), Министерства обороны - в 3,5 раз (с 2 до 7), акимов сельских округов и районов на 22,9% (с 83 до 102).

Взяточничество остается наиболее распространенным проявлением коррупции практически во всех государственных органах. Среди других видов коррупционных преступлений, совершаемых чиновниками, доминирующее положение занимают факты служебного подлога, удельный вес которых составляет 42,6%. Необходимо отметить, что наиболее уязвимыми для коррупции по-прежнему являются государственные закупки, сфера предоставления государственных услуг, инвестиционные и приватизационные процессы, разрешительные и лицензионные системы, перераспределение бюджетных средств и земли, сбор налогов, назначение на руководящие посты и получение работы на государственной службе, деятельность органов местного самоуправления3.

4.2. Кто является субъектом коррупционных преступлений?

Для всех без исключения статей Уголовного кодекса, предусматривающих коррупционные преступления, характерно, что в качестве субъектов таких преступлений выступают специальные субъекты - лица, которые помимо общих признаков (достижение определенного возраста и вменяемость), должны обладать еще особыми дополнительными признаками для привлечения их к уголовной ответственности.

Субъектами преступлений, связанных с коррупцией, согласно нормативному Постановлению Верховного суда Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года № 18 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией", являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, вооруженных сил и других воинских формирований и войск республики, а также лица, занимающие ответственную государственную должность.

Должностными лицами, в соответствии с примечанием к ст. 307 УК РК, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо лица, выполняющие в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях республики организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие, согласно законодательству о государственной службе, политические должности государственных служащих.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе, к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие.

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

- лица, избранные в органы местного самоуправления;

- граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

- служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;

- лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов.

4.3. Какие злоупотребления должностными полномочиями причисляются к коррупционным преступлениям?

Злоупотребления должностными полномочиями, как показывает практика, являются самыми распространенными преступлениями, а также способом для совершения других преступлений, в т.ч. коррупционных. Должностные преступления являются также способом для совершения других преступлений и часто сочетаются, например:

- с взяточничеством чиновников за ускорение и обход различных процедур и правил, вымогательством, незаконными проверками, вплоть до рейдерства и захвата чужой собственности, незаконным использованием государственных средств и земельных участков, выдачей за деньги лицензий и других разрешительных документов;

- с незаконным использованием государственной собственности, зданий, сооружений, природных ресурсов, незаконной приватизацией, хищениями государственных средств и выплатой чрезмерных вознаграждений, злоупотреблениями при проведении тендеров и госзакупок;

- с нарушениями антимонопольного законодательства и здоровой конкуренции, решениями кадровых вопросов в своих интересах, вплоть до политической коррупции и создания коррупционных сфер влияния, продажей голосов при голосовании за выгодные законы, покупкой и продажей судебных решений и подкупом СМИ.

Объектом этого преступления является посягательство на порядок управления, нормальную работу и интересы государственной службы органов всех ветвей государственной власти, как законодательной, исполнительной, судебной, так и органов местного самоуправления. Необходимо подчеркнуть, что злоупотребление должностными полномочиями в коммерческой или иной организации не входит в юрисдикцию рассматриваемой статьи и предусмотрено другими статьями Уголовного кодекса.

Объективная сторона данного коррупционного преступления указана в диспозиции ч. 1 ст. 307: «Использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Злоупотребление должностными полномочиями заключается в нарушении законодательно закрепленных обязанностей государственных служащих и выполнении ими не входящих в их компетенцию действий, регулируемых законами, положениями, инструкциями и прочим.

Мотив преступления в данном случае заключается в извлечении выгоды и преимуществ для себя или других лиц и организаций. Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться как в виде действия, так и бездействия. Причем необходимо подчеркнуть, что действие лицо может совершить только благодаря своему служебному положению. Причем под бездействием следует понимать невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.

К субъектам данного преступления относят, согласно ч. 1-3 ст. 307 УК РК "Злоупотребление должностными полномочиями", лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лиц, должностных лиц и лиц, занимающих ответственную государственную должность.

Злоупотребление должностными полномочиями может нанести существенный вред конституционным правам и свободам граждан, привести к подрыву авторитета государственных органов, совершению и сокрытию других преступлений.

4.4. Что является существенным нарушением прав и законных интересов граждан, организаций?

Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых интересов следует понимать нанесение им существенного материального вреда. Причиняемый материальный вред может быть имущественным, личностным и организационным.

Имущественный материальный вред определяется в денежном выражении в кратном размере минимального расчетного показателя на момент совершения преступления.

Личностный вред, причиненный в результате коррупционного преступления - злоупотребления должностных лиц, когда наносится вред людям, оценивающийся как существенный, при нанесении легкой, средней тяжести здоровью потерпевшего.

Вред, нанесенный юридическому лицу в результате коррупционного преступления, заключается в прекращении деятельности этого юридического лица в результате простоя, прекращения выпуска продукции, препятствий для нормальной работы организации.

4.5. Как защитить свои права, нарушенные в результате злоупотребления должностным положением?

Обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное.

В соответствии с действующим законодательством защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом путем признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

4.6. Какие действия органов, ведущих уголовный процесс, являются незаконными?

Незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, являются неправильное применение норм уголовного законодательства при квалификации преступления; незаконное применение меры пресечения или иных предусмотренных законом мер процессуального принуждения; содержание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, или лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избран арест, в опасных для его жизни и здоровья условиях; прину-дительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической или судебно-медицинской экспертизы при отсутствии об этом решения суда; применение насилия, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение; проведение процессуальных действий в условиях, создающих опасность для жизни или здоровья участвующих в них лиц; принятие решений и совершение действий, унижающих честь или умаляющих достоинство лица, участвующего в уголовном процессе; использование и распространение для целей, не предусмотренных УПК, сведений о частной жизни, а равно иных сведений личного характера, которые лицо считало необходимым сохранить в тайне; незаконное осуждение; незаконное применение принудительных мер медицинского характера; незаконное применение принудительных мер воспитательного воздействия и другие.

В Постановлении Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года №7 "О практике применения законодательства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс", говорится, что при принятии решения о реабилитации, а также иного решения, вследствие которого у лиц возникает право на возмещение вреда, суды в процессуальных документах указывали на признание за ними такого права и не разъясняли порядок возмещения вреда.

4.7. Как компенсировать материальный, моральный ущерб, нанесенный в результате незаконных действий должностных лиц

Очень важно знать, что и физические, и юридические лица могут обратиться в суд с иском о возмещении как материального, так и морального ущерба, нанесенных в результате незаконных действий чиновников.

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, предусмотрена ст. 922 Гражданского кодекса РК:

- вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственной казны. Представителем казны выступают финансовые органы либо другие органы и граждане по специальному поручению;

- органы местного самоуправления отвечают за вред, причиненный их органами и должностными лицами, в судебном порядке. Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов в области административного управления, возмещается на общих основаниях за счет денег, находящихся в распоряжении этих органов. При их недостаточности вред возмещается субсидиарно за счет государственной казны.

В Нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 года №3 "О применении судами законодательства о возмещении морального вреда"

(с изменениями, внесенными Нормативным постановлением Верховного суда РК от 20 марта 2003 г. №3) подчеркивается, что под личными неимущественными правами и благами, нарушение, лишение или умаление которых может повлечь причинение потерпевшему морального вреда, следует понимать принадлежащие гражданину от рождения блага или в силу закона права, которые неразрывно связаны с его личностью. К благам, принадлежащим человеку от рождения, следует относить жизнь, здоровье, честь, свободу, неприкосновенность личности, а к правам гражданина - такие права, как право на неприкосновенность жилища или собственности; право на личную и семейную тайну, тайну телефонных, телеграфных сообщений и переписку; право на пользование именем; право на изображение; право авторства и другие личные неимущественные права, предусмотренные законодательством об авторском праве и смежных правах; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на получение достоверной информации, а также предусмотренные законодательными актами республики другие права.

Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, испытываемые гражданином в результате противоправного нарушения, умаления или лишения принадлежащих ему личных неимущественных прав и благ.

Необходимо знать, что в соответствии с пп. 1) ст. 187 Гражданского кодекса на требования о возмещении морального вреда исковая давность не распространяется.

В соответствии с ч. 1 ст. 922, ч. 1 и 2 ст. 923, ч. 3 ст. 951 Гражданского кодекса независимо от вины причинителя за счет государственной казны (средств республиканского или местного бюджетов) возмещается компенсация морального вреда в денежном выражении, причиненного гражданину в результате:

- издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам;

- незаконного осуждения;

- незаконного привлечения к уголовной ответственности;

- незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста, подписки о невыезде;

- незаконного наложения административного взыскания в виде ареста;

- незаконного помещения в психиатрическое или другое лечебное учреждение;

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Поскольку ответчиком по искам о компенсации морального вреда в денежном выражении за счет государственной казны (республиканского или местного бюджетов) является государство, подсудность дел данной категории судам надлежит определять по месту нахождения представителя государственной казны.

Представителем государственной казны может являться Министерство финансов Республики Казахстан либо иные государственные органы, юридические лица или граждане, обладающие специальными полномочиями по представительству интересов государственной казны.

Судам при рассмотрении дел данной категории надлежит устанавливать представителя государственной казны, а также администратора соответствующей бюджетной программы и привлекать их к участию в рассмотрении дела по искам граждан о возмещении морального вреда в денежном выражении.

Моральный вред, причиненный потерпевшему совместными противоправными действиями нескольких юридических или физических лиц, в соответствии с ч. 1-4 ст. 287 и ст. 932 Гражданского кодекса, подлежит возмещению в полном объеме причинителями такого вреда в солидарном или в долевом порядке.

В исковом заявлении истец обязан указать доказательства, подтверждающие факт нарушения его конкретных личных неимущественных прав и благ, а также способ их защиты. При заявлении иска о компенсации морального вреда в денежном выражении истец обязан указать сумму компенсации, которая, по его мнению, обеспечит возмещение причиненного ему морального вреда.

Требования граждан о компенсации морального вреда в денежном выражении, причиненного органами, ведущими уголовный процесс, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В постановлении также обращается внимание судов на то, что применительно к требованиям ст. 221 Гражданского процессуального кодекса решение по каждому делу о возмещении морального вреда должно содержать:

- описание характера правонарушения, которым потерпевшему причинен моральный вред;

- указание на те личные неимущественные права и блага потерпевшего, которые были нарушены;

- данные об испытываемых потерпевшим нравственных или физических страданиях;

- способ защиты неимущественных прав (восстановление положения, существовавшего до нарушения права; устранение последствий морального вреда; взыскание компенсации морального вреда в денежном выражении), а также обоснование размера компенсации морального вреда в денежном выражении;

- нормы материального права, которыми суд руководствовался при вынесении решения.

Отправить письмом